Попутно упомянем, что длину кабеля "магнитки" менять в любую сторону просто так нельзя, а врезная это спокойно позволяет (при условии правильной установки).
Очень часто к нам обращаются с просьбой "настроить рацию". Следует уточнить, что радиостанция сама по себе не нуждается в настройке с помощью специальных приборов. Для работы вам лишь надо выбрать нужный канал, модуляцию (AM или FM) и подкрутить шумодав (или включить автоматический – ASQ).
А вот антенна требует правильного согласования с корпусом автомобиля – именно в этом и состоит суть настройки. Кузов авто технически также является антенной, поэтому его необходимо "подружить" с вашей установленной анетнной для правильной работы всей системы. Следовательно, при установке новой рации, настраивать заново ничего не требуется, а вот при установке новой антенны (как и при переносе антенны на другой автомобиль), ее необходимо согласовать.
Не настроенная антенна может работать не эффективно и способна даже вывести рацию из строя!
Основная характеристика, анализируемая при настройке, это КСВ (коэффициент стоячей волны). В английском языке SWR (standing wave ratio). Давайте разберемся, что это за показатель. При нажатии кнопки передачи на тангенте, радиостанция отправляет в антенну электромагнитную волну частотой 27 МГц достаточно высокой мощности (это и есть выходная мощность рации). В идеальных условиях вся передаваемая мощность должна излучаться в эфир, но на практике нектороая часть энергии отражается от антенны и, в виде отраженной волны, возвращается в радиостанцию. Таким образом, в результате сложения падающей и отраженной волн, возникает стоячая волна. КСВ как раз и показывает, какая часть переданной энергии не излучилась, а вернулась в радиостанцию.
Формулу КСВ можно упрощенно представить в виде:
КСВ=(Pпад+Pотр)/(Pпад-Pотр)
где Pпад - мощность падающей волны, Pотр - мощность отраженной волны.
Теперь понятно, что при отсутсвии отражения (идеальный вариант) КСВ будет равняться 1. В реальных условиях минимальное значение КСВ начинается от 1,1.
Уточним, что КСВ антенны на всем спектре частот не постоянен, и его график в зависимости от частоты имеет явный минимум.
Низшая точка данного графика показывает минимально достижимое значение КСВ для данной конкретной антенны и способа установки. Настройкой антенны мы можем только сдвинуть минимум КСВ на частоту, которая нам нужна (обычно 27,135 МГц – канал дальнобойщиков), путем укорачивания или выдвигания штыря.
По минимум КСВ можно судить о состоянии самой антенны и качестве ее установки:
1) 1,1-1,5 – отличный результат.
2) 1,5-2 – допустимое значение.
3) 2-5 – возможно плохой контакт с массой кузова или пробдемы с кабелем.
4) больше 5 – антенна не работает (возможно кабель поврежден или замкнут).
Для определения SWR достаточно простого
КСВ-метра, который можно купить в
нашем магазине. Работа с прибором подробно описана в следующем видео: